06/04/2024

 Педагогический дневник  участника   инновационного проекта

«Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IVV классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью»

Консультант:

Акопян Н. И., доцент кафедры теории и методики специального образования педагогического факультета УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», кандидат педагогических наук

 

Руководитель: Кучура Т.Е., директор учреждения образования

 

                                            2023/2024 учебный год

Цель инновации – формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IVV классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Задачи инновационной деятельности

1) изучить литературу по проблеме формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью;

2) в содружестве с педагогом- психологом проводить системную психолого-педагогическую диагностику с целью выявления особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся;

3) обобщить и проанализировать результаты диагностики по выявлению особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся; 

4) организовать коррекционно-педагогическую работу по формированию эмоциональной безопасности у учащихся в рамках коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» на основе предложенной консультантом проекта методики.

 Проведённые мероприятия

и анализ результатов деятельности по реализации инновационного проекта

 

Сроки выполнения

Форма проведения

Проблемы

Заключительные выводы

11.09.2023- 20.09.2023

Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся с ОПФР

Недостаточный уровень сформированности эмоционального интеллекта (навыков осознания собственного эмоционального состояния, эмоций других людей, навыков управления эмоциями). Импульсивность, сниженный уровень эмоциональной устойчивости, трудности коммуникации.

 

 

11.09.2023

Наблюдение за поведением учащихся на переменах

Бурец В. и Кессо И. активно взаимодействуют с учащимися (преимущественно младшего возраста). Отмечается стремление к контактам, подвижность, достаточная двигательная и коммуникативная активность. Шершнёва Е.  осторожна и избирательна в налаживании контактов, предпочитает занимать позицию наблюдателя. При этом наблюдается доброжелательность, эмпатия, отзывчивость, готовность делиться и помогать.

Алексей держится автономно, при этом уже не избегает контактов, отвечает на приветствия, занимает позицию наблюдателя.

Зачастую наблюдается «полевое» поведение, действия носят импульсивный характер, поведение не всегда соответствует общепринятым нормам. При этом повысился уровень активности и контактности, наблюдается реакция «группирования».

13.09.2023

Коррекционно-развивающее занятие «Тайна моего имени»

Учащиеся пробуют новые виды деятельности, выявляют собственные интересы и способности. Отмечается заинтересованность в предложенных видах деятельности, включённость всех учащихся в процесс. Учащиеся соблюдают правила, принятые в группе. Обращаются за помощью, когда не могут справиться сами (кроме Мотора А.). Активно поддерживают контакт (смотрят в лицо собеседнику, стараются не перебивать, выражать эмоции уравновешенно, без ущерба для себя и других).

 

Наблюдается наличие мотивации, достаточный уровень критичности и волевой регуляции.

05.10.2023

Посещение урока литературы.

Кессо И. Наблюдается демонстративное поведение, желание привлечь внимание (в ответ на присутствие на уроке знакомого взрослого). Выражает много эмоций (при этом они полярны, поверхностны). Стремится общаться с одноклассниками, шумно реагирует на их шутки. Отмечается потребность «стать своим», реакция группирования.

Бурец В. и Шершнёва Е. ведут себя серьёзно, сдержанно. Валерия активно участвует в обсуждении темы урока. Екатерина молчаливо слушает.

Мотора А.  погружен в себя, при этом наблюдаются графомоторные действия (чёркает и рисует на листочке).

 

Отмечается нормальная адаптация учащихся в коллективе. Отсутствует физическая и эмоциональная изоляция учащихся. Атмосфера на уроке спокойная, психологически комфортная.

19.10.2023

Арт-терапевтическое занятие «Автопортрет»

Все учащиеся демонстрируют мотивационную заинтересованность.

Бурец В. испытывает интенсивные переживания за конечный результат (автопортрет), критична к себе. Демонстрирует готовность оказать помощь одноклассникам.

Шершнёва Е. проявляет интерес к заданию, выражает эмоции уравновешенно.

Кессо И. с трудом сосредотачивается на выполнении заданий, принимает помощь. В случае критики со стороны одноклассников склонен принимать оборонительно-агрессивную позицию.

Мотора А. визуально и вербально не проявляет эмоций. При этом двигается и ведёт себя достаточно расслабленно, старается выполнять предложенные задания. Критичность снижена.

 

Эмоциональный фон настроения позитивный, дистанция в общении со взрослым соблюдается. Учащиеся включены в деятельность. В ходе занятия создаются условия, необходимые для развития эмоционально-волевой сферы.

23.10.2023

Наблюдение за поведением учащихся на уроке физкультуры.

У Бурец В и Кессо И. наблюдается активность, энергичность, подвижность, стремление к взаимодействию, желание играть в команде. Эмоциональный фон настроения позитивный.

У Шершнёвой Е. и Мотора А. наблюдается сниженная внешняя активность, при этом фон настроения спокойный. Тип темперамента и нервной системы предполагает медлительность и размеренность движений. Учащиеся предпочитают оставаться чуть в стороне. Вхождение в деятельность (игры, упражнения) инициируется педагогом. Наблюдается внешняя медлительность. Контактность со сверстниками снижена.

 

Предложенные игры и упражнения вызывают позитивный эмоциональный отклик у учащихся. Имеет место индивидуальный подход и групповая работа с учащимися. Используются техники дыхания, снятия психофизического напряжения, что позитивно сказывается на эмоциональном состоянии учащихся.

13.11.2023

Занятие с элементами тренинговых технологий «Наши эмоции»

     Бурец В. Отмечается выраженная общая и психическая активность (энергичность, целесообразность движений и мимики, нормальная подвижность, заинтересованность в предложенной деятельности). Дистанция в общении соблюдается.

     Мотора А. Интерес к предложенным заданиям поверхностный, слабый. Инструкция не всегда принимается, зачастую наблюдается стихийная активность, критичность снижена. Значительно выражен интерес к изобразительной деятельности.

     Шершнёва Е. Устанавливает контакт глазами с партнёром по взаимодействию, общению. Легко улыбается, позитивно реагирует на предложенные задания и игры. Двигается достаточно расслабленно. Проявляет эмоции мимически (отсутствует словесное сопровождение эмоциональной реакции).

 

 Наблюдается позитивная групповая динамика. Отмечаются ситуации взаимопомощи, поддержки. Эмоциональный фон настроения участников занятия – позитивный.

27.11.2023

Игровое занятие «Мы такие разные»

Шершнева Е. принимала достаточно активное участие в занятии. Позитивно реагировала на происходящее, улыбалась, демонстрировала эмоциональную стабильность, невербально выражала эмоции.

Бурец В. проявляет интерес к заданиям, соблюдает нормальную дистанцию в общении с педагогом. Выражает много эмоций (радость, огорчение, интерес, досада, злость и др.). Демонстрирует эмоциональную лабильность. Испытывает интенсивные переживания за конечный результат. Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию.

Мотора А. В начале занятия наблюдались выраженные признаки невротических проявлений (раскачивание, ёрзанье на стуле). Постепенно наблюдалось снижение двигательного беспокойства, движения стали более пластичными. Степень включённости в деятельность снижена. Поощрение и одобрение не приносят видимых результатов. На данном занятии Алексей занимает позицию наблюдателя.

 

Предложенные игры и упражнения были направлены на развитие коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта. Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик у учащихся.

 

07.12.2023

Коррекционно-развивающее занятие «Средства общения: слова, мимика, жесты, интонация»

Эмоциональный фон настроения у всех учащихся   позитивный, дистанция в общении с педагогом соблюдается. Все учащиеся включены в деятельность и демонстрируют заинтересованность.

Имели место трудности в выполнении некоторых заданий. Наблюдается сильная степень ориентации друг на друга и подражание. Отмечается эмоциональная включённость и интерес участников группы.

 

04.01.2024

Наблюдение за поведением учащихся в пришкольном оздоровительном лагере.

Бурец В. и Шершнёва Е. демонстрировали адекватное социальное поведение. Наблюдалась эмоциональная открытость (умение реагировать на эмоциональное состояние окружающих), способность регулировать своё эмоциональное состояние, контактность, достаточный уровень речевой и двигательной активности.

Мотора А. держался немного отстранённо. Наблюдалась выраженная двигательная активность. Мальчик хаотично передвигался по классу, при этом был погружён в свой внутренний мир, вёл диалог с самим собой.

 

Наблюдается благоприятная психологическая атмосфера в группе (отряде). Отсутствуют визуальные признаки эмоционального дискомфорта (волнение и беспокойство). Учащиеся включены в группу и не являются изолированными. 

15.01.2024

Коррекционно-развивающее занятие «Правила знакомства»

Учащиеся активно вовлечены в процессы групповой динамики. Лидирующую позицию занимает Бурец В. Девочка демонстрирует эмоциональную лабильность, энергичность, инициативность. Шершнёва Е. занимает позицию «ведомой», при этом старательно следует инструкциям, с удовольствием выполняет задания и участвует в играх. Мотора А. вовлечён в деятельность, присматривается к происходящему, нуждается в поддержке и дополнительной мотивации.

 

Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик у учащихся.

Предложенные игры и упражнения были направлены на развитие коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта.

 

31.01.2024

Занятие с элементами арт-терапии «Радость»

Предложенные упражнения и арт-терапевтические техники вызвали выраженную позитивную реакцию у всех учащихся. Бурец В., Шершнева Е., Мотора А. активно участвовали в выполнении упражнений. Особый эмоциональный отклик был отмечен в ходе коллективного рисования, а также упражнений, где имел место тактильный контакт. Мотора А. демонстрировал включённость и эмоциональную (мимическую) выразительность.

Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик. Оно способствовало укреплению доверительных отношений в группе, удовлетворению потребности в принятии, позитивных эмоциях, безоценочном отношении.

01.02.2024

Наблюдение за поведением учащихся в столовой во время обеда

Бурец В. стремится общаться с одноклассниками, реагирует на общие шутки. Отмечается потребность «стать своей», реакция группирования.

Шершнёва Е. ведёт себя спокойно. Обедая, исследует и наблюдает ситуацию вокруг. В диалоги с одноклассниками не включена, при этом не является изолированной.

Мотора А. молчаливо обедает. При этом ведёт себя спокойно, движения пластичны. Мальчик сконцентрирован на приёме пищи. В диалог с одноклассниками не вступает, при этом включён в группу (признаков изолированности не наблюдается).

 

Отмечается нормальная адаптация учащихся в коллективе. Отсутствует физическая и эмоциональная изоляция учащихся. Атмосфера за обедом спокойная, психологически комфортная.

07.02.2024

Занятие с элементами арт-терапии «Грусть»

Учащиеся эмоционально не отреагировали на тему занятия. Ребята постоянно переключались на шутки. У всех учащихся наблюдалась двигательная активность, расторможенность, трудности сосредоточения. Бурец В. предложила совместную игру, на что эмоционально отреагировали остальные учащиеся.

Отмечается психологически комфортная атмосфера на занятии. Предложенные игры и упражнения вызывают позитивный эмоциональный отклик в контексте взаимодействия и общения друг с другом. Наблюдаются трудности волевой регуляции, действия носят импульсивный характер.

27.02.2024

Занятие с элементами релаксации «Страх»

В ходе занятия происходила проработка негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения. Бурец В. демонстрировала развитое умение передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ. У Мотора А. и Шершнёвой Е. возникли определённые трудности при выполнении «рисунка страха». Однако последующий этап (символическое уничтожение страха) вызвало позитивный эмоциональный отклик, ребята взбодрились, проявили актитвность и инициативность.

Занятие с использованием арт-терапевтических техник способствовало отработке конкретных навыков владения собой в травмирующих и незнакомых ситуациях (ролевая игра, драмматизация)

06.03.2024

Коррекционно-развивающее занятие с элементами сказкотерапии  «Удивление: чудо-чудное, диво-дивное»

Входе занятия учащиеся демонстрировали умение контролировать свои сиюминутные импульсы, наблюдалось социально- одобряемое поведение при наличии достаточной степени свободы и самостоятельности. Учащиеся были заинтересованы предложенной темой.

У Бурец В. и Шершнёвой Е. наблюдается стойкий, выраженный интерес от начала до конца задания.

У Мотора А. наблюдается выраженный интерес в начале задания, но постепенно пропадающий. Инструкция понимается не всегда, наблюдается стихийная активность.

 

Отмечается выраженный интерес к занятию, положительное эмоциональное самочувствие. Особую заинтересованность вызвал дидактический игровой материал.

13.03.2024

Наблюдение за поведением учащихся в библиотеке

Бурец В. демонстрирует контактность, открытость, достаточный уровень развития коммуникативных навыков. Шершнёва Е. демонстрирует хороший невербальный контакт (открытая позиция, контакт глаз, улыбка, внимание к эмоциям и поведению собеседника. При этом имеют место трудности вербализации.

Хорошая социальная адаптированность, отсутствие страха и враждебных реакций

26.03.2024

Коррекционно-развивающее занятие с элементами арт-терапии «Я ушёл в свои обиды»

Эмоциональный фон настроения во время проведения занятия - позитивный (у всех участников группы). Отсутствуют признаки эмоционального дискомфорта (раздражительность, агрессия, тревожность, зажатость, двигательное беспокойство и т.д.). Отмечается адекватность поступков, эмоциональных реакций у всех учащихся.

Бурец В. демонстрирует осознанность, понимание своих чувств и переживаний. Позитивное социальное взаимодействие стимулирует Шершнёву Е. и Мотора А. к вербальному выражению своего эмоционального состояния.

Входе работы активно применялись приёмы рефлексии с учетом анализа эмоционального состояния и способностей каждого учащегося. Стимулировалось обучение правильному эмоциональному реагированию, формирование умений противостоять воздействиям негативных эмоций.

 

Масель Наталья Фёдоровна                                                  педагог-психолог