Педагогический дневник участника инновационного проекта
«Внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью»
Консультант:
Акопян Н. И., доцент кафедры теории и методики
специального образования педагогического факультета УО «Гродненский
государственный университет имени Янки Купалы», кандидат педагогических наук
Руководитель: Кучура Т.Е., директор учреждения
образования
2023/2024 учебный год
Цель инновации – формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.
Задачи инновационной деятельности
1) изучить литературу по проблеме формирования
эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой
интеллектуальной недостаточностью;
2) в содружестве с педагогом- психологом проводить
системную психолого-педагогическую диагностику с целью выявления особенностей
проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся;
3) обобщить и проанализировать результаты диагностики по
выявлению особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной
безопасности у учащихся;
4) организовать коррекционно-педагогическую работу по
формированию эмоциональной безопасности у учащихся в рамках коррекционных
занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» на основе предложенной консультантом
проекта методики.
Проведённые мероприятия
и анализ результатов деятельности по реализации
инновационного проекта
Сроки выполнения |
Форма проведения |
Проблемы |
Заключительные выводы |
11.09.2023- 20.09.2023 |
Диагностика эмоционально-волевой сферы учащихся с ОПФР |
Недостаточный уровень сформированности эмоционального
интеллекта (навыков осознания собственного эмоционального состояния, эмоций
других людей, навыков управления эмоциями). Импульсивность, сниженный уровень
эмоциональной устойчивости, трудности коммуникации. |
|
11.09.2023 |
Наблюдение за поведением учащихся на переменах |
Бурец В. и Кессо И. активно взаимодействуют с учащимися
(преимущественно младшего возраста). Отмечается стремление к контактам,
подвижность, достаточная двигательная и коммуникативная активность. Шершнёва
Е. осторожна и избирательна в
налаживании контактов, предпочитает занимать позицию наблюдателя. При этом наблюдается
доброжелательность, эмпатия, отзывчивость, готовность делиться и помогать. Алексей держится автономно, при этом уже не избегает
контактов, отвечает на приветствия, занимает позицию наблюдателя. |
Зачастую наблюдается «полевое» поведение, действия
носят импульсивный характер, поведение не всегда соответствует общепринятым
нормам. При этом повысился уровень активности и контактности, наблюдается
реакция «группирования». |
13.09.2023 |
Коррекционно-развивающее занятие «Тайна моего имени» |
Учащиеся пробуют новые виды деятельности, выявляют
собственные интересы и способности. Отмечается заинтересованность в предложенных
видах деятельности, включённость всех учащихся в процесс. Учащиеся соблюдают
правила, принятые в группе. Обращаются за помощью, когда не могут справиться
сами (кроме Мотора А.). Активно поддерживают контакт (смотрят в лицо
собеседнику, стараются не перебивать, выражать эмоции уравновешенно, без
ущерба для себя и других). |
Наблюдается наличие мотивации, достаточный уровень
критичности и волевой регуляции. |
05.10.2023 |
Посещение урока литературы. |
Кессо И. Наблюдается демонстративное поведение, желание
привлечь внимание (в ответ на присутствие на уроке знакомого взрослого). Выражает
много эмоций (при этом они полярны, поверхностны). Стремится общаться с
одноклассниками, шумно реагирует на их шутки. Отмечается потребность «стать
своим», реакция группирования. Бурец В. и Шершнёва Е. ведут себя серьёзно, сдержанно.
Валерия активно участвует в обсуждении темы урока. Екатерина молчаливо
слушает. Мотора А. погружен
в себя, при этом наблюдаются графомоторные действия (чёркает и рисует на
листочке). |
Отмечается нормальная
адаптация учащихся в коллективе. Отсутствует физическая и эмоциональная
изоляция учащихся. Атмосфера на уроке спокойная, психологически комфортная. |
19.10.2023 |
Арт-терапевтическое занятие «Автопортрет» |
Все учащиеся демонстрируют мотивационную
заинтересованность. Бурец В. испытывает интенсивные переживания за конечный
результат (автопортрет), критична к себе. Демонстрирует готовность оказать
помощь одноклассникам. Шершнёва Е. проявляет интерес
к заданию, выражает эмоции уравновешенно. Кессо И. с трудом сосредотачивается на выполнении
заданий, принимает помощь. В случае критики со стороны одноклассников склонен
принимать оборонительно-агрессивную позицию. Мотора А. визуально и вербально не проявляет эмоций.
При этом двигается и ведёт себя достаточно расслабленно, старается выполнять
предложенные задания. Критичность снижена. |
Эмоциональный фон настроения
позитивный, дистанция в общении со взрослым соблюдается. Учащиеся включены в
деятельность. В ходе занятия создаются условия, необходимые для развития
эмоционально-волевой сферы. |
23.10.2023 |
Наблюдение за поведением учащихся на уроке физкультуры. |
У Бурец В и Кессо И. наблюдается активность, энергичность,
подвижность, стремление к взаимодействию, желание играть в команде.
Эмоциональный фон настроения позитивный. У Шершнёвой Е. и
Мотора А. наблюдается сниженная внешняя активность, при этом фон настроения
спокойный. Тип темперамента и нервной системы предполагает медлительность и
размеренность движений. Учащиеся предпочитают оставаться чуть в стороне.
Вхождение в деятельность (игры, упражнения) инициируется педагогом. Наблюдается
внешняя медлительность. Контактность со сверстниками снижена. |
Предложенные игры и упражнения вызывают позитивный
эмоциональный отклик у учащихся. Имеет место индивидуальный подход и
групповая работа с учащимися. Используются техники дыхания, снятия
психофизического напряжения, что позитивно сказывается на эмоциональном
состоянии учащихся. |
13.11.2023 |
Занятие с элементами тренинговых технологий «Наши
эмоции» |
Бурец В. Отмечается
выраженная общая и психическая активность (энергичность, целесообразность
движений и мимики, нормальная подвижность, заинтересованность в предложенной
деятельности). Дистанция в общении соблюдается. Мотора А.
Интерес к предложенным заданиям поверхностный, слабый. Инструкция не всегда
принимается, зачастую наблюдается стихийная активность, критичность снижена.
Значительно выражен интерес к изобразительной деятельности. Шершнёва Е.
Устанавливает контакт глазами с партнёром по взаимодействию, общению. Легко
улыбается, позитивно реагирует на предложенные задания и игры. Двигается
достаточно расслабленно. Проявляет эмоции мимически (отсутствует словесное
сопровождение эмоциональной реакции). |
Наблюдается
позитивная групповая динамика. Отмечаются ситуации взаимопомощи, поддержки.
Эмоциональный фон настроения участников занятия – позитивный. |
27.11.2023 |
Игровое занятие «Мы такие разные» |
Шершнева Е. принимала достаточно активное участие в
занятии. Позитивно реагировала на происходящее, улыбалась, демонстрировала эмоциональную
стабильность, невербально выражала эмоции. Бурец В. проявляет интерес к заданиям, соблюдает
нормальную дистанцию в общении с педагогом. Выражает много эмоций (радость,
огорчение, интерес, досада, злость и др.). Демонстрирует эмоциональную
лабильность. Испытывает интенсивные переживания за конечный результат.
Поощрение и одобрение вызывают окрашенную положительными эмоциями реакцию. Мотора А. В начале занятия наблюдались выраженные
признаки невротических проявлений (раскачивание, ёрзанье на стуле).
Постепенно наблюдалось снижение двигательного беспокойства, движения стали
более пластичными. Степень включённости в деятельность снижена. Поощрение и
одобрение не приносят видимых результатов. На данном занятии Алексей занимает
позицию наблюдателя. |
Предложенные игры и упражнения были направлены на
развитие коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта.
Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик у учащихся. |
07.12.2023 |
Коррекционно-развивающее занятие «Средства общения:
слова, мимика, жесты, интонация» |
Эмоциональный фон настроения
у всех учащихся позитивный, дистанция
в общении с педагогом соблюдается. Все учащиеся включены в деятельность и
демонстрируют заинтересованность. |
Имели место трудности в выполнении некоторых заданий.
Наблюдается сильная степень ориентации друг на друга и подражание. Отмечается
эмоциональная включённость и интерес участников группы. |
04.01.2024 |
Наблюдение за поведением учащихся в пришкольном
оздоровительном лагере. |
Бурец В. и Шершнёва Е. демонстрировали адекватное социальное
поведение. Наблюдалась эмоциональная открытость (умение реагировать на
эмоциональное состояние окружающих), способность регулировать своё
эмоциональное состояние, контактность, достаточный уровень речевой и
двигательной активности. Мотора А. держался немного отстранённо. Наблюдалась
выраженная двигательная активность. Мальчик хаотично передвигался по классу,
при этом был погружён в свой внутренний мир, вёл диалог с самим собой. |
Наблюдается благоприятная психологическая атмосфера в
группе (отряде). Отсутствуют визуальные признаки эмоционального дискомфорта
(волнение и беспокойство). Учащиеся включены в группу и не являются
изолированными. |
15.01.2024 |
Коррекционно-развивающее занятие «Правила знакомства» |
Учащиеся активно вовлечены в процессы групповой
динамики. Лидирующую позицию занимает Бурец В. Девочка демонстрирует
эмоциональную лабильность, энергичность, инициативность. Шершнёва Е. занимает
позицию «ведомой», при этом старательно следует инструкциям, с удовольствием
выполняет задания и участвует в играх. Мотора А. вовлечён в деятельность,
присматривается к происходящему, нуждается в поддержке и дополнительной
мотивации. |
Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик у
учащихся. Предложенные игры и упражнения были направлены на
развитие коммуникативных навыков, социального и эмоционального интеллекта. |
31.01.2024 |
Занятие с элементами арт-терапии «Радость» |
Предложенные упражнения и арт-терапевтические техники вызвали
выраженную позитивную реакцию у всех учащихся. Бурец В., Шершнева Е., Мотора
А. активно участвовали в выполнении упражнений. Особый эмоциональный отклик
был отмечен в ходе коллективного рисования, а также упражнений, где имел
место тактильный контакт. Мотора А. демонстрировал включённость и
эмоциональную (мимическую) выразительность. |
Занятие вызвало позитивный эмоциональный отклик. Оно
способствовало укреплению доверительных отношений в группе, удовлетворению
потребности в принятии, позитивных эмоциях, безоценочном отношении. |
01.02.2024 |
Наблюдение за поведением учащихся в столовой во время
обеда |
Бурец В. стремится общаться с одноклассниками, реагирует
на общие шутки. Отмечается потребность «стать своей», реакция группирования. Шершнёва Е. ведёт себя спокойно. Обедая, исследует и
наблюдает ситуацию вокруг. В диалоги с одноклассниками не включена, при этом
не является изолированной. Мотора А. молчаливо обедает. При этом ведёт себя
спокойно, движения пластичны. Мальчик сконцентрирован на приёме пищи. В
диалог с одноклассниками не вступает, при этом включён в группу (признаков изолированности
не наблюдается). |
Отмечается нормальная
адаптация учащихся в коллективе. Отсутствует физическая и эмоциональная
изоляция учащихся. Атмосфера за обедом спокойная, психологически комфортная. |
07.02.2024 |
Занятие с элементами арт-терапии «Грусть» |
Учащиеся эмоционально не отреагировали на тему занятия.
Ребята постоянно переключались на шутки. У всех учащихся наблюдалась
двигательная активность, расторможенность, трудности сосредоточения. Бурец В.
предложила совместную игру, на что эмоционально отреагировали остальные
учащиеся. |
Отмечается психологически комфортная атмосфера на
занятии. Предложенные игры и упражнения вызывают позитивный эмоциональный
отклик в контексте взаимодействия и общения друг с другом. Наблюдаются
трудности волевой регуляции, действия носят импульсивный характер. |
27.02.2024 |
Занятие с элементами релаксации «Страх» |
В ходе занятия происходила проработка негативных
переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального
напряжения. Бурец В. демонстрировала развитое умение передавать своё
эмоциональное состояние через художественный образ. У Мотора А. и Шершнёвой
Е. возникли определённые трудности при выполнении «рисунка страха». Однако
последующий этап (символическое уничтожение страха) вызвало позитивный
эмоциональный отклик, ребята взбодрились, проявили актитвность и
инициативность. |
Занятие с использованием
арт-терапевтических техник способствовало отработке конкретных навыков
владения собой в травмирующих и незнакомых ситуациях (ролевая игра, драмматизация) |
06.03.2024 |
Коррекционно-развивающее занятие с элементами
сказкотерапии «Удивление: чудо-чудное,
диво-дивное» |
Входе занятия учащиеся демонстрировали умение
контролировать свои сиюминутные импульсы, наблюдалось социально- одобряемое
поведение при наличии достаточной степени свободы и самостоятельности.
Учащиеся были заинтересованы предложенной темой. У Бурец В. и Шершнёвой Е. наблюдается стойкий, выраженный интерес от начала до конца задания. У Мотора А. наблюдается выраженный интерес в начале
задания, но постепенно пропадающий. Инструкция понимается не всегда,
наблюдается стихийная активность. |
Отмечается выраженный интерес к занятию, положительное
эмоциональное самочувствие. Особую заинтересованность вызвал дидактический
игровой материал. |
13.03.2024 |
Наблюдение за поведением учащихся в библиотеке |
Бурец В. демонстрирует контактность, открытость, достаточный
уровень развития коммуникативных навыков. Шершнёва Е. демонстрирует хороший
невербальный контакт (открытая позиция, контакт глаз, улыбка, внимание к
эмоциям и поведению собеседника. При этом имеют место трудности вербализации. |
Хорошая социальная адаптированность, отсутствие страха
и враждебных реакций |
26.03.2024 |
Коррекционно-развивающее занятие с элементами
арт-терапии «Я ушёл в свои обиды» |
Эмоциональный фон настроения во время проведения
занятия - позитивный (у всех участников группы). Отсутствуют признаки
эмоционального дискомфорта (раздражительность, агрессия, тревожность,
зажатость, двигательное беспокойство и т.д.). Отмечается адекватность
поступков, эмоциональных реакций у всех учащихся. Бурец В. демонстрирует осознанность, понимание своих
чувств и переживаний. Позитивное социальное взаимодействие стимулирует
Шершнёву Е. и Мотора А. к вербальному выражению своего эмоционального
состояния. |
Входе работы активно применялись приёмы рефлексии с учетом анализа
эмоционального состояния и способностей каждого учащегося. Стимулировалось
обучение правильному эмоциональному реагированию, формирование умений
противостоять воздействиям негативных эмоций. |