Описание проекта

Обоснование актуальности темы инновации 

На современном этапе развития общества в Республике Беларусь наблюдается обновление системы образования согласно процессам гуманизации и демократизации, что предполагает признание права каждого ребенка на получение образования в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Система специального образования в Республике Беларусь развивается в соответствии с международными нормами и нормативными правовыми документами. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2022) определяет, что «лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития» (статья 3, пункт 4).

Повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, обеспечение их успешной социальной адаптации – приоритеты современной системы образования. В настоящее время исследователи осуществляют активный поиск максимального включения каждого ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс (Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич, И.В. Ковалец, А.Н. Коноплева, О.И. Кукушкина, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, Н.Н. Малофеев, В.А. Шинкаренко, Л.М. Шипицына и др.). В числе важнейших задач теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование самостоятельной, активной личности, способной эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности.

Результатом коррекционно-педагогической работы с учащимися с особенностями психофизического развития, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, является социальная адаптация. Умение проявлять социально одобряемое поведение – важный элемент социальной адаптации. Социально одобряемое поведение – это адекватное ситуации поведение, которое опирается на принятые в конкретном обществе нормы и правила. Значимым условием реализации социально одобряемого поведения ребенком с интеллектуальной недостаточностью является развитие его эмоциональной сферы. Эмоциональный компонент социальной адаптации учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью выступает в качестве ключевого, поскольку является более сохранным (Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, Т.Л. Лещинская). Однако у детей данной категории имеются определенные трудности в развитии эмоциональной сферы, которые препятствуют качественному процессу взаимодействия в обществе (О.К. Агавелян, Н.И. Кинстлер, Е.П. Кистенева, Е.В. Щетинина и др.). Организация соответствующей коррекционно-педагогической помощи ребенку с легкой интеллектуальной недостаточностью позволяет формировать у него эмоциональную безопасность, которая определяется нами как способность и готовность защищать себя и других в эмоционально опасных ситуациях.

Актуальность инновационной деятельности обусловлена противоречиями между:

– существующими теорией и практикой развития эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и неразработанностью теоретических и практических аспектов формирования у них эмоциональной безопасности, отсутствием конкретизации понятия «эмоциональная безопасность» относительно рассматриваемой категории детей, что затрудняет деятельность педагогов и снижает качество коррекционно-педагогического процесса;

– наличием представлений об особенностях эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и отсутствием исследований, выявляющих особенности проявления и уровни сформированности эмоциональной безопасности у учащихся рассматриваемой категории;

– имеющейся потребностью в программно-методическом обеспечении коррекционно-педагогической работы по формированию эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью и отсутствием таких разработок.

Реализация данного инновационного проекта позволит сократить пробелы в исследованиях проблемы становления и развития эмоциональной сферы и социально одобряемого поведения учащихся рассматриваемой категории, поскольку направлено на внедрение методики формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью посредством разработанного авторского научно-методического обеспечения.

Данный проект направлен на решение выявленных проблем, связанных с формированием эмоциональной безопасности у учащихся рассматриваемой категории, дает возможность оперативно оценивать результативность деятельности учителей-дефектологов, работать над повышением эффективности используемого научно-методического обеспечения.

    Цель инновации – формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.

           Определение задач инновационной деятельности

1) изучить литературу по проблеме формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной недостаточностью;

2) провести диагностику с целью выявления особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью;

3) обобщить и проанализировать результаты диагностики по выявлению особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью;

4) организовать коррекционно-педагогическую работу по формированию эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью в рамках коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой сферы» на основе предложенной методики;

5) провести мониторинг качества формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.