Обоснование актуальности темы инновации
На современном этапе развития общества в Республике Беларусь наблюдается обновление системы образования согласно процессам гуманизации и демократизации, что предполагает признание права каждого ребенка на получение образования в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями. Система специального образования в Республике Беларусь развивается в соответствии с международными нормами и нормативными правовыми документами. Кодекс Республики Беларусь об образовании (2022) определяет, что «лицам с особенностями психофизического развития при получении образования оказывается коррекционно-педагогическая помощь и создаются специальные условия для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития» (статья 3, пункт 4).
Повышение качества жизни обучающихся с особенностями психофизического развития, обеспечение их успешной социальной адаптации – приоритеты современной системы образования. В настоящее время исследователи осуществляют активный поиск максимального включения каждого ребенка с особенностями психофизического развития в образовательный процесс (Т.В. Варенова, С.Е. Гайдукевич, И.В. Ковалец, А.Н. Коноплева, О.И. Кукушкина, Т.Л. Лещинская, Т.В. Лисовская, Н.Н. Малофеев, В.А. Шинкаренко, Л.М. Шипицына и др.). В числе важнейших задач теории и практики обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью выступает формирование самостоятельной, активной личности, способной эффективно функционировать в различных сферах жизнедеятельности.
Актуальность инновационной деятельности обусловлена
противоречиями между:
– существующими теорией и практикой развития
эмоциональной сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой
интеллектуальной недостаточностью и неразработанностью теоретических и
практических аспектов формирования у них эмоциональной безопасности,
отсутствием конкретизации понятия «эмоциональная безопасность» относительно
рассматриваемой категории детей, что затрудняет деятельность педагогов и
снижает качество коррекционно-педагогического процесса;
– наличием представлений об особенностях эмоциональной
сферы учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной
недостаточностью и отсутствием исследований, выявляющих особенности проявления
и уровни сформированности эмоциональной безопасности у учащихся рассматриваемой
категории;
– имеющейся потребностью в программно-методическом
обеспечении коррекционно-педагогической работы по формированию эмоциональной
безопасности у учащихся младшего школьного возраста с легкой интеллектуальной
недостаточностью и отсутствием таких разработок.
Реализация данного инновационного проекта позволит
сократить пробелы в исследованиях проблемы становления и развития эмоциональной
сферы и социально одобряемого поведения учащихся рассматриваемой категории,
поскольку направлено на внедрение методики формирования эмоциональной
безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой
интеллектуальной недостаточностью посредством разработанного авторского
научно-методического обеспечения.
Данный проект направлен
на решение выявленных проблем, связанных с формированием эмоциональной
безопасности у учащихся рассматриваемой категории, дает возможность оперативно
оценивать результативность деятельности учителей-дефектологов, работать над
повышением эффективности используемого научно-методического обеспечения.
Цель инновации – формирование эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.
1) изучить литературу по проблеме
формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста
с легкой интеллектуальной недостаточностью;
2) провести диагностику с целью
выявления особенностей проявления, уровней сформированности эмоциональной
безопасности у учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой
интеллектуальной недостаточностью;
3) обобщить и проанализировать
результаты диагностики по выявлению особенностей проявления, уровней
сформированности эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного
возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью;
4) организовать
коррекционно-педагогическую работу по формированию эмоциональной безопасности у
учащихся младшего школьного возраста (IV–V классы) с легкой интеллектуальной
недостаточностью в рамках коррекционных занятий «Развитие эмоционально-волевой
сферы» на основе предложенной методики;
5) провести мониторинг качества
формирования эмоциональной безопасности у учащихся младшего школьного возраста
(IV–V классы) с легкой интеллектуальной недостаточностью.