Рекомендации

         Определение критериев оценки инновационной деятельности

Администрация учреждения образования и   педагоги зачастую затрудняются при отслеживании хода и оценке её успешности. Часто собирается явно не та или недостаточная информация. А в некоторых случаях педагоги накапливают такое количество разнообразных сведений, что буквально тонут в них, будучи не в состоянии не только их использовать, но и просто осмыслить. Нередко к тому же оказывается, что из-за неравнозначности, несопоставимости или фрагментарности полученных данных невозможно проследить динамику наблюдаемых педагогических явлений и зафиксировать зарождающиеся тенденции.    Приступая к организации мониторинга, прежде всего следует определить критерии оценки успешности нововведения, а для этого необходимо разобраться в сущности нововведения и в той цели, ради которой оно вводится. Именно в цели инновационной деятельности отражаются представления о конечных её результатах. В них – отправной момент для поиска критериев оценки. В зависимости от масштаба и содержания инновационной работы её успешность может быть оценена не по одному, а по целому комплексу критериев. Результаты системного нововведения, включающего и педагогический, и психологический, и социальный аспекты, оцениваются, как правило, с помощью образовательного, воспитательного, развивающего, социально-психологического и валеологического критериев. Кроме критериев, т.е. признаков, на основе которых осуществляется оценка, в критериально-оценочный комплекс включается достаточно широкий спектр показателей, адекватно и ёмко отражающих важнейшие грани (стороны) каждого критерия, а при необходимости – и индикаторов, конкретизирующих проявление характерных особенностей наиболее сложных показателей. В выборе показателей, в отличие от выбора критериев, не последнюю роль играет субъективный фактор, в частности теоретические позиции и предпочтения инноваторов, их принадлежность к какой-либо научной школе. Так, одни оценивают обученность учащихся по В.П. Симонову (распознавание, запоминание, понимание, применение, перенос), другие по Т.И. Шамовой (уровень усвоения знаний, системность знаний, действенность знаний, сформированность интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и умений самоорганизации), третьи – по В.А. Караковскому (прочность, глубина и разнообразие знаний) и т.д. Поэтому при выборе показателей каждого критерия важно соблюдать требования их необходимости (важности для вводимого новшества) и достаточности, пропорциональности их удельного веса, чтобы не допустить перекоса в сторону какого-нибудь критерия, их способности к всестороннему охвату оцениваемого явления и обеспечению его целостности. Успешность нововведений должна быть связана не только с позитивными изменениями в обученности, воспитанности и развитости учащихся. Об эффективности инновационной деятельности можно судить и по изменениям в самом педагогическом коллективе; оздоровление психологической атмосферы, рост профессионализма педагогов, смена их теоретических и методических приоритетов, демократизация отношений, состояние здоровья педагогов.

 Выбор диагностических данных

 Не менее важно выбрать валидные (пригодные), адекватные оцениваемым признакам методы их выявления. Современный диагностический арсенал психолого-педагогического мониторинга достаточно разнообразен: наблюдение, беседа, оценка, самооценка, обобщение независимых характеристик, изучение продуктов деятельности учащихся, анкетирование. При выборе методик надо исходить из замысла инновационных преобразований, критериев оценки результатов нововведений и их показателей, количества и возраста исследуемых, мониторингового опыта инноваторов, степени владения ими диагностическим аппаратом, знания возможностей и ограничений каждого метода. Следует руководствоваться при этом и определёнными требованиями. Методы должны обеспечивать достаточность информации, её объективность, достоверность и надёжность, однозначность трактовки полученных результатов, их сравнимость с результатами, добытыми иными способами, и быть по возможности минимально трудоёмкими. Кроме того, они должны быть удобными в сборе и последующей обработке данных и позволять отслеживать изучаемые признаки в динамике. Одновременно с выбором методов продумывают, как и какими способами будут измерены выявляемые признаки успешности нововведений. Для более удобной обработки, систематизации и последующего описания эмпирических данных часто используют вычисления суммарного балла, процентного содержания, позиции в ранжире. Выбираются шкалы измерения признаков и уровни их проявлений. Если это не было сделано ранее, то как раз по завершении разработки критериально-оценочного инструментария следует определить персональный состав тех, кто будет собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать информацию. Если в учреждении образования опытно-экспериментальную работу ведет большая часть коллектива, то рациональнее создать мониторинговую службу – педагогическую, психолого-педагогическую или социологическую. Если инновационной деятельностью занимаются отдельные педагоги, то отслеживать результаты своих нововведений они должны сами. Но в том и другом случае администрация учреждения образования в лице руководителя и его заместителей должна взять на себя организацию мониторинга: распределить обязанности, согласовать позиции, выработать единые подходы к сбору и отбору фактов, определить объём и характер выборок, обсудить условия мониторинга, провести необходимую учёбу и инструктаж, помочь инноваторам-одиночкам овладеть всеми мониторинговыми процедурами, начиная с определения критериев оценки результатов инновационной деятельности и заканчивая интерпретацией полученной информации, формулированием выводов и при необходимости – коррекцией своих действий или концептуальных установок. Сбор и обработка информации Диагностический этап мониторинга начинается с опробования оценочных и измерительных средств. Его результаты позволяют убедиться в адекватности и надёжности выбранной совокупности методов или внести в неё соответствующие поправки. Если потребность в коррекции диагностического комплекса не возникает, то полученная информация по критериям эффективности нововведения, предваряющая саму инновационную работу, может стать характеристикой исходного состояния изучаемого объекта и, следовательно, основой для сравнения с ней результатов последующих мониторинговых измерений. Частота мониторинговых замеров зависит от содержания нововведений, но, как правило, не превышает двух раз в год – текущего и рубежного. Более частые срезы могут быть недиагностичными. Если информация собирается не вся сразу, а по частям, то число замеров в год соответственно возрастает. Длительность мониторинга определяется продолжительностью инновационной деятельности, хотя полезно проводить мониторинговые замеры и после её завершения для того, чтобы отследить пролонгированные результаты нововведений. Собранная на диагностическом этапе информация проходит первичную обработку и систематизируется, т.е. приводится в определённый порядок. Она представляется в виде таблиц, графиков, профилей (гистограмм и диаграмм), «таблетных» форм и (или) различных классификаций, выполненных на основе чётких оснований – сходства, различия, величины, силы выраженности каких-либо свойств и признаков и т.п. Упорядоченная подобным образом информация удобна для последующих сопоставления, сравнения, анализа и обобщения, установления причинно-следственных отношений, устойчивых связей и эмпирических зависимостей. Она намного облегчает наиболее сложную и ответственную мониторинговую процедуру – интерпретацию, т.е. объяснение вскрытых фактов, истолкование их смыслов назначений.

Интерпретация данных и прогноз дальнейшего развития инновационных процессов

Интерпретация мониторинговой информации – это своего рода диагноз реального состояния дел, сложившегося в учреждении образования на изучаемый момент вследствие нововведения. Она осуществляется для оценки степени его влияния на образовательный процесс, прогноза дальнейшего развития, формулирования выводов об эффективности введения нового, разработки стратегии и тактики последующей инновационной деятельности. Интерпретация предполагает глубокое осмысление и разносторонний анализ хода и результатов инновационной работы, вскрытие причин их неполного соответствия первоначальному замыслу и возникших ошибок, мысленной оценки возможного эффекта последующих нововведений, а при необходимости – активного вмешательства в проектирование и ход инновационного процесса, не дожидаясь, когда он окажется малоэффективным и приведёт к нежелательным последствиям. Концептуальные установки, ожидаемые результаты и те научные теорий и отдельные теоретические положения, которые были отобраны инноваторами в качестве исходных посылок, задают направление и содержание интерпретации добытых в мониторинге фактов. Однако формулируемые оценки должны быть свободны от субъективизма, предвзятости и «подгона» фактов под теории или, наоборот, теорий – под факты. Чтобы избежать этого, особое внимание следует обратить на совпадение/несовпадение ожидаемых и реально достигнутых результатов, проследить их динамику. Заметим, что «динамическими» данными считаются те, которые содержат более двух измерений, т.е. помимо начального и конечного ещё и промежуточные. Поэтому говорить, например, о положительной динамике результатов нововведения на основе только двух измерений – исходного и достигнутого – некорректно: необходим хотя бы ещё один промежуточный срез, проведённый с использованием аналогичных измерительных средств. Для формулирования итоговых выводов полезно не только проанализировать и объяснить, но и соотнести полученные мониторинговые данные с результатами педагогов, работающих традиционно, и ответить на вопросы: как подействовали нововведения на обучение, воспитание и развитие обучающихся, что они изменили в управлении учреждением образования, какие факторы благоприятствовали, а какие препятствовали использованию новшеств, при каких условиях эффективность нововведений возрастала, какую пользу можно извлечь из полученных результатов, в том числе отрицательных, что из наработанного в инновационном режиме следует распространить, где и как это сделать и т.д. Тщательный анализ фактологической информации об инновационном преобразовании образовательной практики, выявление проблемного поля и наиболее острых, подлежащих разрешению проблем, зарождающихся и устойчиво проявляющихся тенденций позволят сформулировать прогноз ближайших и более отдалённых перспектив инновационной деятельности.

Таким образом, всесторонний анализ и адекватная оценка мониторинговых результатов введения педагогических новшеств, прогноз перспектив развития в этой связи образовательной практики дают основание для принятия обоснованных решений о продолжении инновационной деятельности, корректировке её отдельных сторон и внесении необходимых изменений. На их основе делается и выбор приоритетных направлений последующей инновационной работы, создаются перспективные и текущие планы, содержащие организационные, методические, технологические, корректирующие, стимулирующие и даже психотерапевтические меры.

По материалам статьи Строковой,Т. Мониторинг педагогических нововведений // Педагогическая диагностика. – 2008. – №3. – С. 44 – 56